Я знаю, что я ничего не знаю (с)
Книжку я закончила уже, наверное, больше недели назад, но как-то всё руки не доходили написать о ней...
Дальше много букв. Я предупредила
Был недавно в передаче "Сто вопросов взрослому" некий чел., чьего имени я сейчас уже, конечно? не вспомню, который, в свою очередь, обращаясь к собравшейся подростковой аудитории, попросил "Поднимите руки те, кто читает книги чаще, чем сидит в интернете". Так вот, я, к некоторому своему смущению, должна признаться, что в последние лет эдак семь сама сижу в инете гораздо чаще, чем читаю что-то бумажное. Но не потому что разлюбила читать, нет, просто почти всё, что я теперь хотела бы прочесть, как раз-таки лежит в интернете, а в бумажном варианте труднодоставаемо, во всяком случае, для меня. Да и плюс ещё, надвигается переезд в гораздо более меньшее по площади жилье, нежели то, которое у нас было до этого. И в связи со всем этим во мне всё больше крепнет подспудное нежелание покупать какие-то новые книги. (И, собственно, желание подарить себе, любимой, на ДР электронную читалку с е-инком, ага
) А то бумажное, что всё же попадает мне в руки, как-то не особо меня вдохновляет. Вот и сейчас на очереди "Проклятие острова сокровищ"--чтиво милое, даже где-то, может, и увлекательное, однако же это не более, чем удостоившийся издания в виде книги добротный фанфик на приключенческий роман, который никогда не числился среди моих любимых. Так что ничего особенного я от этой книги не жду. Также на очереди "Новый дозор" Лукьяненко, о котором я уже видела несколько негативных отзывов, и Ветхий Завет вкупе с Апокалипсисом, которые я в прошлый раз так и не осилила. В общем, первое--слишком просто, а второе (точнее, третье и четвёртое), наоборот, слишком сложно на мой теперешний притязательный вкус.
Однако сборник Айтматова стал для меня приятным исключением. Рассказы мне понравились. И я даже немного завидую поколению ray_nort, для которого этот автор входил в обязательную школьную программу. Именно в период от 12 до 16 лет такие вещи, ИМХО, кажутся гораздо более вкусными, нежели Толстой с Чеховым или, например, Гончаровым (хотя исключения, разумеется, бывают из любого правила, в том числе, и среди подростков
) Если арабы, как было сказано в какой-то рецензии, не любят экономить слова, то киргиз А, по-моему, не любит экономить чувства. Но при этом ни переизбытка "сахара", ни переизбытка "соли" в его рассказах как-то не чувствуется. Ну а некоторая наивность и полярность в описании характеров и в оценках событий--так это ж святое для восточной лит-ры вообще. За то, как говорится, и любим
И именно в подростковом возрасте совершенно не замечаешь некоторых моментов, которые в возрасте более старшем, немного раздражают, "царапают" или оставляют чувство легкого недоумения--в подростковом возрасте все эти моменты просто проходят мимо тебя, а достоинства книг такого типа запоминаются на всю жизнь.
Но я, пожалуй, была бы уже не я, если бы этих моментов не замечала
Мелочей, вроде полного отсутствия какой бы то ни было регистрации брака во вполне уже советской Киргизии, когда с момента окончания ВОВ прошло уже, как минимум, лет 20. Ппри том, что героиня "Тополька..." выходила замуж даже не один, а целых два раза
. Если же дело и впрямь обстояло так, как складывается впечатление по тексту, тогда там, вблизи перевала Долон, должно было быть фактически безвластие: девушку мог бы увезти любой, в том числе, и против её воли (по принципу "переспали друг с дружкой, значит, стали мужем и женой
), однако же такого впечатления совсем не складывается. Упоминается школа, больница. Да и рожала Асель наверняка в роддоме...
Ну, а теперь по рассказам.
-"Джамиля". Сюжет: замужняя женщина уходит из семьи, не богатой, но с крепким достатком, из семьи где её все любят и уважают. Уходит фактически к пришлому бродяге, причём, в тот момент, когда её законный муж пребывает на фронте за три-девять земель и, понятное дело, не лепешки с мёдом там кушает... Ваше отношение к этой женщине и её поступку? Правильно, мне тоже пришло на память симоновское "Женщине из г. Вычуга"--мужчину, который на фронте, бросать нельзя, даже если у тебя с ним и любви-то, собс-но, не было, а теперь вот она, настоящая любовь, пришла, только полюбила ты не его, а совсем другого. Всё равно нельзя--и, как говорится, точка. Аксиома.
И опровергать эту аксиому, доказывать, что оказывается, бывает и так, что можно, причём, доказывать довольно-таки убедительно ("Но я не изменил правде, правде жизни, правде этих двух людей!")--это уметь надо. Впечатлило. Весьма.
И художник--уж не он ли "перекочевал" в рассказ "Первый учитель"?--тоже очень трогателен. Подростковая любовь, которая после всего переросла не в осуждение какое-то, а в сознательное восхищение, причём, восхищение уже обоими--это тоже впечатляет.
Вообще, это, ИМХО, один из самых сильных рассказов в сборнике, сравнимый разве что с упомянутым выше ПУ. Даже "Материнское поле" на его фоне послабее. Потому как, ИМХО, должна быть либо былина и былиные герои, либо обычные (пусть даже и чуть-чуть приукрашеные
) люди, почти современники автора, достойно справляющиеся с огромными трудностями. без этой совершенно былинной безоблачности труда хлеборобов. Он ведь вообще-то тяжелый этот труд. И к состоянию, близкому к эйфории, наверное, всё-таки не очень располагает. Хотя, опять же, в 15 лет такое практически не замечается...
-"ПЕрвый учитель" А это между прочим серьёзный вопрос: стоит ли прекрасная, насыщенная и всё такое жизнь, весь этот почёт, добытый честным, тяжелым трудом, стоит ли даже самая светлая мечта убитой личной жизни, убитой любви? У них ведь ничего с годами даже не поблекло, как это обычно бывает. Не слишком ли высока цена? Мне всё-таки кажется, что слишком...
Сама композиция не очень удачна: как-то непонятна эта письменная исповедь чужому человеку, да ещё и с просьбой донести эту исповедь до всех. По-моему,"лучшее" что можно было бы для Дюйшена сделать, это назвать его именем школу или какой другой объект, когда он сам ещё жив. И вообще довести до его сведения, что не только его комсомольский подвиг--а подвиг там, конечно же, был--но и их с Алтынай очень личная, очень интимная, очень сокровенная история стала достоянием общественности--и теперь эта самая общественность жуть как им восхищается, гордится и тэдэ и тэпэ. Самое оно было бы, особенно с учётом того, что он даже просто увидеться с Алтынай не решился...
-"Верблюжий глаз" Самый слабый рассказ из всего сборника, по-моему. Как-то всё очень уж шаблонно--тактичный интеллигент, на проверку оказавшейся не хлюпиком; крепкий хам-рабочий, этакий киргизско-советский Алитет
Хотя описания природы хороши, и опять же, в подростковом возрасте такое идёт на ура.
Итог: Хочу ещё Айтматова. Повестей или романов, не важно.
Дальше много букв. Я предупредила


Однако сборник Айтматова стал для меня приятным исключением. Рассказы мне понравились. И я даже немного завидую поколению ray_nort, для которого этот автор входил в обязательную школьную программу. Именно в период от 12 до 16 лет такие вещи, ИМХО, кажутся гораздо более вкусными, нежели Толстой с Чеховым или, например, Гончаровым (хотя исключения, разумеется, бывают из любого правила, в том числе, и среди подростков


Но я, пожалуй, была бы уже не я, если бы этих моментов не замечала



Ну, а теперь по рассказам.
-"Джамиля". Сюжет: замужняя женщина уходит из семьи, не богатой, но с крепким достатком, из семьи где её все любят и уважают. Уходит фактически к пришлому бродяге, причём, в тот момент, когда её законный муж пребывает на фронте за три-девять земель и, понятное дело, не лепешки с мёдом там кушает... Ваше отношение к этой женщине и её поступку? Правильно, мне тоже пришло на память симоновское "Женщине из г. Вычуга"--мужчину, который на фронте, бросать нельзя, даже если у тебя с ним и любви-то, собс-но, не было, а теперь вот она, настоящая любовь, пришла, только полюбила ты не его, а совсем другого. Всё равно нельзя--и, как говорится, точка. Аксиома.
И опровергать эту аксиому, доказывать, что оказывается, бывает и так, что можно, причём, доказывать довольно-таки убедительно ("Но я не изменил правде, правде жизни, правде этих двух людей!")--это уметь надо. Впечатлило. Весьма.
И художник--уж не он ли "перекочевал" в рассказ "Первый учитель"?--тоже очень трогателен. Подростковая любовь, которая после всего переросла не в осуждение какое-то, а в сознательное восхищение, причём, восхищение уже обоими--это тоже впечатляет.
Вообще, это, ИМХО, один из самых сильных рассказов в сборнике, сравнимый разве что с упомянутым выше ПУ. Даже "Материнское поле" на его фоне послабее. Потому как, ИМХО, должна быть либо былина и былиные герои, либо обычные (пусть даже и чуть-чуть приукрашеные

-"ПЕрвый учитель" А это между прочим серьёзный вопрос: стоит ли прекрасная, насыщенная и всё такое жизнь, весь этот почёт, добытый честным, тяжелым трудом, стоит ли даже самая светлая мечта убитой личной жизни, убитой любви? У них ведь ничего с годами даже не поблекло, как это обычно бывает. Не слишком ли высока цена? Мне всё-таки кажется, что слишком...
Сама композиция не очень удачна: как-то непонятна эта письменная исповедь чужому человеку, да ещё и с просьбой донести эту исповедь до всех. По-моему,"лучшее" что можно было бы для Дюйшена сделать, это назвать его именем школу или какой другой объект, когда он сам ещё жив. И вообще довести до его сведения, что не только его комсомольский подвиг--а подвиг там, конечно же, был--но и их с Алтынай очень личная, очень интимная, очень сокровенная история стала достоянием общественности--и теперь эта самая общественность жуть как им восхищается, гордится и тэдэ и тэпэ. Самое оно было бы, особенно с учётом того, что он даже просто увидеться с Алтынай не решился...
-"Верблюжий глаз" Самый слабый рассказ из всего сборника, по-моему. Как-то всё очень уж шаблонно--тактичный интеллигент, на проверку оказавшейся не хлюпиком; крепкий хам-рабочий, этакий киргизско-советский Алитет

Итог: Хочу ещё Айтматова. Повестей или романов, не важно.
@темы: Книги
Как-то очень надуманно показалось. И, возможно, пришлось не под настроение.
Хотя школьная литература очень эффективно отбивала интерес к тому, что проходили по программе, да...
Всё-таки интересно, как нужно организовать учебный процесс по лит-ре, чтобы не отбивать любовь к чтению? Или, может, это нормальное распределение в действии? Есть люди, которые ненавидели физику или математику в школе, но математики и физики пока есть
ray_nort, а по сравнению с некоторыми иными программными
А можно имена "в студию", сударыня?
Хотя школьная литература очень эффективно отбивала интерес к тому, что проходили по программе, да...
Мне кажется, это потому, что классическая русская лит-ра всё-таки изначально была рассчитана на взрослого читателя (лет эдак с 23 не моложе) с определённым жизненным опытом за плечами и соответствующим взрослым взглядом на вещи. А детям её аж с уже с 12 лет впихивают. Рано хоть убейте! (ИМею мнение, хрен откажусь
ПРостите, я просто сперва не совсем поняла, о чём Вы говорили. Теперь, кажется, поняла.
Так что какую программу обучения ни пиши, всё равно идёт отсев так или иначе. Но хотелось бы, чтобы в "плевелы" попадало как можно меньше людей (да и произведений), правда?
Насчёт того, что отсев будет, это, разумеется, да, причём в случае с лит-рой этот отсев будет очень большим, потому как, повторяю, рано большинству подростков в 12-15 лет классику читать, она у них автоматически будет в "плевелы" попадать, пока им не исполнится столько-то лет.
Вот, кстати, любопытное мнение по этому вопросу:
ufimec.diary.ru/p65023012.htm
А вот противоположное:
jenna-kristiana.livejournal.com/99840.html#comm...
И тут, как мне кажется, надо всё-таки определиться, какова главная задача преподавания литературы в школе: прививать любовь к чтению (и если да, то прав, несомненно, первый юзер), или же изучать лит-ру, как гуманитарную науку в процессе её исторического развития, в тесной связи с политикой, бытом, психологией людей той или иной эпохи, господствующими в ту или иную эпоху направлениями философской мысли и прочими вещами, которые оказывают прямое влияние на развитие этой самой лит-ры и отражаются в ней, как в зеркале, то тут вопрос сложнее. Если добавить ещё в список задач преподавания овладение азами критич. литературного анализа текста (что собственно и пытались давать в советской школе) то тут поневоле задумаешься, может прав второй юзер... Можно ли научить всему этому подростка если брать в качестве материала более простые, так сказать, тексты, рассчитанные в первую очередь на его возрастной период (те же приключенческие романы или "Белого Бима" например), которые в советский период обычно рекомендовались, как внеклассное чтение.
Хотя мне, насколько я помню свои уроки лит-ры, с моих эгоистических позиций первая тока зрения всё-таки ближе
И кстати, насчёт того, что на уроках лит-ры выбраковываются те, кто не воспринимает тексты, это Вы, по моему перегнули. Всё-таки таких в школах не было и нет, ИМХО. (Если это не спецшкола для детей с задержкой умственного развития
Точно также как мне сложно представить человека, вообще не способного воспринимать Число и мир как Действие-По-Законам-Природы. Пардон за придирки, это я не со зла, это зверь Зануда с поводка срывается