Про "Собаку на сене" и аристократию.Прочитав совершенно очаровательный сборник рассказов о животных Э. Сетона-Томпсона (да, он вощёл в мою жизнь только сейчас, до этого, в самом нежном возрасте был только рассказ "Лобо", который я в силу именно нежного возраста восприняла, как ужасную чернуху - "злые охотники уби-или волчицу и хорошего храброго волка!"), я получила шанс приобщиться к классике - в мои руки попал Лопе де Вега. Прочла "Собаку на сене". Честно говоря, не особо впечатлилась (может быть, оттого, что ожидала от этой вещи чего-то большего), так и не поняла, действительно ли Диана в оригинале такая же истеричка, как и в советском фильме, ну да ладно... Меня другое поразило. Представляя Теодоро сыном графа Лудовико, Тристан ведь приписал ему любовную связь с дочерью своего фактически благодетеля - и не только связь, но и внебрачного ребёнка и последующее бегство от опозоренной любовницы и собственного дитя (насколько я помню, в советской фильмоверсии этих деталей не было). И дальше в пьесе ведь нигде, даже косвенно не упоминается, что это ведь подлость, которая, как мне думается, должна благородного кабальеро, сына потомственного аристократа, порочить. Или я слишком хорошо думаю о благородных испанских (как вариант, итальянских, если вспомнить, что действие пьесы происходит в Неаполе) кабальеро и подобные вещи расценивались в их среде как подлость, только если совершались в отношении дам их собственного аристократического круга, в который простолюдинки и дочери купцов не входили? Благодетель-то Теодоро был купец. Да и сам старый граф... Поначалу, ладно, у него могло слегка снести крышу от радости, когда ему сообщили, что его незабвенный, горько оплакиваемый сын жив, но потом-то к нему должна была бы вернуться способность рассуждать здраво? Получается, что сына я хочу прижать к груди как можно скорее (и готов с радостью принять тех, кто для сына важен -"я думал возвратить одно дитя, а теперь у меня их двое"- цитирую с точностью до смысла, второе дитя, разумеется, невеста сына Диана), а внука - плоть и кровь этого самого сына - даже увидеть не хочу? Не говоря уж о том, чтобы отблагодарить людей, которые выкупили мальчика у турок, дали ему образование, вырастили его. Не обязательно, между прочим, Материально отблагодарить, но... И ещё: как легко маркиз и граф Федерико признались, что мы, мол, наняли человека, чтоб тот убил Теодоро. Неужели подобные деяния не пятнают дворянской чести? Или всё дело в том, что на тот момент Теодоро ещё НЕ БЫЛ сыном графа, и следовательно благородные господа могли поступать в отношении него как угодно и это не считалось бы бесчестным?Вот интересно, автор случайно не придал значения всем этим деталям, или в его время для аристократов все остальные были до такой степени... как бы это лучше сказать? -живыми вещами для обеспечения их, аристократов, удобств?
@темы:
книги,
сумбурные мысли
Что касается "Собаки на сене", то боюсь, что версия про аристократов и про их отношение к прочим гражданам - верная. Лопе де Вега был умным человеком и на жизнь смотрел более-менее открытыми глазами, то есть,все эти отношения он должен описывать достаточно верно.
Про то, как бы в "обстановке, приближенной к реальной" выглядело бы продолжение событий, я уже когда-тоо писала. Там же мало того, что два разьяренных аристократа - там еще и наследники графа Лодовико должны быть. Долго ждали, что очень-очень богатый двоюродный, или какой там, дядя одарит их наследством, а тут опаньки. И еще Марсела, с которой тоже поступили не по-хорошему. А с другой стороны, байка Тристана элементарно не выдерживает проверки - он не знает армянского, в описанные "купцом" 16-17 лет он наверняка жил в Неаполе и скорее всего, в доме графини, и есть люди, которые его в этом возрасте помнят.... в общем, там неслабый такой детектив мог бы получиться.