20:24

Я знаю, что я ничего не знаю (с)
Эта запись - коммент к записи на муррных посиделках в ЖЖ. all-mirchar.livejournal.com/281154.html
Собственно запись: "Сначала я хотела обсудить одну тему, но пока подводила итоги пяти слов меня посетила мысль, спросить ваше мнение на тему взаимоотношений человека и окружающего нас животного мира.
Мы все любим собачек, кошечек, хомячков, попугаев... Заботимся о "братьях меньших" и неприемлим жестого обращения с ними. И это здорово! Но мы так же едим мясо животных, носим обувь изготовленную из их кожи, спим на подушках и спасаемся от мороза одеждой наполненых пухом и перьями птиц, мы принимаем медикаменты, которые были опробированы и испытаны на животных....
Как часто мы слышим расужение о "высшем развитии" человека. Мне кажется, что современный человек стал очень высокомерно относиться к фауне. Но если разобраться, мы настолько зависимы от животного мира,что "высшее развитие" есть не более чем миф, который человек озвучивает чтобы спастись от страха. Животные без нас - выжить могут, а мы без животных?"


Мой коммент:
"современный человек стал очень высокомерно относиться к фауне".
А я убеждена, что отношение современного человека к фауне (а также флоре и окружающей среде вообще) ничуть не более высокомерно, чем у человека пещерного. Много текста

@темы: многобуквенный бред

Комментарии
09.02.2015 в 22:54

Думаю, как-то так оно и есть.

Ещё вспомнилось, не помню где читала... Если брать не этическую сторону вопроса, а эволюционную - одомашненные виды животных фантастически успешны. Их дикие предки в природе никогда не достигли бы такой численности, плюс огромное фенотипическое разнообразие (породы). Отдельные особи в среднем живут дольше - в природе высок уровень смертности детёнышей. Наиболее приспособленные особи дают многочисленное потомство, опять-таки превосходящее возможности их аналогов в естественных условиях. А естественный отбор или искусственный, по скорости бега и размеру клыков или по эффективности производства мяса-молока-шерсти природе не так уж важно.

Насчёт того, что животные без нас могут выжить, а мы без них -нет. смотря какие животные. Все кого мы одомашнили, скорее всего, нет. Да и человечество, как вид, тоже не раз уже приспосабливалось к весьма нехилым изменениям в экосистеме, так что не факт, что мы не найдём альтернатив, если животные вдруг разом исчезнут с лица земли
Термин животрные очень размытый. Если понимать под ним высших млекопитающих это одно, если все многоклеточные организмы - другое :)
Но, кстати, и первые скорее всего выживут, если достаточное количество особей будет на вольном выгуле в момент исчезновения людей. Не все, конечно, снова пойдёт естественный отбор, сформируются условные виды "дикая кошка", "дикая корова", "дикая лошадь". Есть примеры мустангов в Северной Америке, динго в Австралии, если поискать, наверняка найдутся менее известные.
А вот человек без животных... Без животных продуктов-то мы выживем. Но велик риск, что без них накроется вся биосфера. А долгоиграющую искуссвенную среду обитания мы пока не придумали.
10.02.2015 в 00:51

Отрадно, что и тут на нас досье...
Конрад Лоренц тоже писал о том, что одомашнивание спасло одомашненные виды. Дикие туры вымерли, диких лошадей, предков домашних, тоже не осталось (лошади Пржевальского - вроде бы не предки, это боковая ветвь), козы и бараны выживают только под охраной... Не помню, что со степной кошкой, но, по-моему, все дикие кошачьи сейчас тоже редкие.
Дичающие собаки и кошки вполне выживают в дикой природе, правда, с большим ущербом для природы. Собачья стая опаснее волчьей, так что там, где их много, они легко обрушивают местные экосистемы. Лошади не выживут, им нужна для жизни степь с большим количеством злаков, а сейчас степи в основном распаханы, так что увы. Коровы наверняка могут. Зубры же в дикой природе вполне стабильно живут и размножаются, да и некоторые породы коров целый год живут на открытом воздухе,причем в довольно холодном климате. В результате отбора выделится тип, похожий на эти местные породы, мелкий и к зиме обрастающий длинной шерстью, или, наоборот, пойдут по пути увеличения размера. Козы запросто, особенно в теплом климате. Это же известная проблема на многих южных островах - моряки завезли коз, козы одичали, размножились и пожрали всю местную растительность.
А что касается уважения к животным, то в этом смысле разве что индийцы отличились - они же приняли закон, что дельфины обладают некоторыми человеческими правами...
10.02.2015 в 18:52

Я знаю, что я ничего не знаю (с)
Орлио, ray_nort, девочки, безумно рада вас обеих у себя видеть:gh3:
Да, понимаю я, что многие виды животных спокойно выживут, если нас вдруг не станет, а те немногие особи одомашненных жив., которые всё-таки сумеют выжить, вполне могут дать начало новым диким видам. Мне не нравится постановка вопроса "современный человек стал очень высокомерно относиться к фауне". с явным подтекстом, что, мол, когда-то раньше это было не так. Да, пещерный человек потреблял меньше, да его одомашненные животные паслись на пастбищах, а не стояли практически круглогодично в стойлах больших животноводческих комплексах, но так было не потому что ПЧ что-то там больше ценил, или кого-то больше уважал, а лишь потому, что у него не было возможностей выращивать и потреблять столько, сколько мы выращиваем и потребляем сегодня, не было технологии, позволяющих не выгонять скот на выпас, а получать от него полезный продукт. И кстати, мне кажется, что если бы не люди, а какой-то другой вид животных "дорос" до уровня сегодняшних нас, он бы точно также нас потреблял, заботясь о наших потребностях лишь в той мере, в какой это было бы выгодно ему. Мировая война львов немыслима, а вот лев, убивающий детенышей своей самки, рождённых от другого самца, - явление обычное. На планете Земля главное - выжить, как виду, выиграть в конкурентной борьбе, а если будешь слишком заморачиваться тем какой этической ценой это достигается, проиграешь. Другое дело, что мы на нашем, вроде бы уже высоком уровне развития, приносим в жертву сиюминутной выгоде и наше чувство сострадания (можем ведь уже, например, содержать птицу если не на воле, то хотя бы на полу на больших птицефабриках, чтоб эта птица хотя бы походить могла - но нет, мы сажаем её в тесные клетки и перекармливаем так, что она даже стоять не может под тяжестью собственного веса, потому что такое производство обходится нам дешевле) и даже нашу собственную долговременную пользу (накачиваем эту птицу антибиотиками и потом сами же едим это мясо). Если человечество и всю планету когда-нибудь что-нибудь и погубит - так это наша неуёмная погоня за сиюминутной выгодой.
Про одомашнивание - любопытно, спасибо за информацию.
Орлио, насчёт того, что с исчезновением животных накроется вся биосфера - об этом я не подумала, такая гипотеза выглядит очень правдоподобно.
10.02.2015 в 19:13

Я знаю, что я ничего не знаю (с)
ray_nort, насчёт индийцев. В индуизме и переплетающимся с ним буддизме уважение к животным и вообще к живой природе прописано изначально в отличие от иудаистского и увы христианского и мусульманского мировоззрений - там уже отношение к земле которую Всевышний отдал человекам, вполне себе потребительское (думать следует о спасении своей бессмертной души, а не облегчать жизнь каким-то там "скотам бессмысленным" с душой изначально смертной. Но и индийцы тоже... Дельфинам-то они некоторые человеческие права дали и отношение к животным, считающимся священными, у них сама, наверняка, представляешь какое, но вот к тем животным, которые священными не считаются, у них, как мне кажется, ничем не отличается от того, какое было во всем остальном мире. Мол, карма у этой души такая - провести энное кол-во жизней в теле нечистого животного, и надо это просто принять, нечего с этим нечистым животным особо носиться... Как и с "нечистым" человеком тоже, ага. Душа нагрешила - душа получила свое, всё справедливо и славно трамм-памм-памм... Так что спорно всё это...
10.02.2015 в 21:46

Я тут, читаю, но мне обычно лениво писать. И так большую часть жизни у монитора :(

Мне не нравится постановка вопроса "современный человек стал очень высокомерно относиться к фауне". с явным подтекстом, что, мол, когда-то раньше это было не так.

Подумала и ещё раз подумала. А речь идёт именно о потреблении? Или о жестоком обращении? Или всё таки о более умозрительных категориях?

Одно дело просто употребление продуктов животного происхождения. Действительно, врядли современный цивилизованный человек сильно отличается от пещерного человека отношением к абстрактной корове, которую предполагается вырастить и съесть. Разве что пещерному человеку приходилось делать это лично, а мы эту корову видим уже ввиде аккуратно разделанной говядины.

Но можно поиграть с более тонким планом (не знаю, думал ли об этом автор исходного поста)
Сложно сформулировать, извини, если не смогу с первой попытки.

Современный человек дальше от этой абстрактной коровы.
Пещерный человек был с ней примерно на одной планке. Им одинаково угрожали хищники, болезни, стихийные бедствия, рога примерно соответствовали дубинке, физическая сила коровы компенсировалась сообразительностью человека, и прятались в случае чего они в одной пещере. То же самое с абстрактным тигром - не было однозначного ответа, кто кого съест или на шкуру пустит. Сегодня ты корову съел, завтра тигр тебя, а может, вас всех троих накроет извержение вулкана.

Современные люди живут в многоэтажках, разговаривают онлайн с другими континентами, изучают другие планеты, предсказывают ураганы, а на охоту если и ходят, то с таким оружием, что у тигра нет ни малейшего шанса.

И как раз вот в этом смысле современный человек может считаться "более высокомерным", по принципу "кто чего достиг", а не "кто кого ест". Немало достигли, на самом деле, вполне достаточно, чтобы обзавестись манией величия.
12.02.2015 в 19:52

Я знаю, что я ничего не знаю (с)
Орлио, то, что мы достигли гораздо большего уровня развития по сравнению с любым другим видом животных на этой планете - само по себе не высокомерие, а принятие реального факта. Высокомерие по отношению к природе именно в смысле "кто чего достиг и кто кого может поставить себе на службу", может и было в истории человечества, но было оно в течение очень недолгого времени. Как раз в тот период, когда вера в Бога, как в хозяина и господина всего, что он создал (и люди и животные, согласно религиозным воззрениям, долгое время рассматривались, как достояние, имущество, так сказать, Бога, и Он мог в любой момент уничтожить и первых и вторых. Животные "на службе"у нас, а сами мы "на службе" у Бога, а если "слуги" по каким-то причинам перестанут устраивать "хозяина" с ними понятно что будет; какая на фиг разница кто чего достиг, если хозяин всё равно может хоть очень нехило наказать, хоть вообще уничтожить нас, таких умных, венец творения), а понимание того, что вследствие своей деятельности мы, фактически, рубим сук, на котором сидим и мы сами и все животные, ещё не пришло. Как только оно начало до нас доходить, рубить мы, правда, не перестали (и на самом деле можем ли перестать или в наших гипотетических силах только замедлить сей процесс, если мы вдруг резко отбросим нашу жадность, поумнеем, подобреем и т. д - это вопрос открытый), однако высокомерие по отношению к природе от нас точно ушло. Ну не от чего тут задаваться особо. Хотя у отдельных людей или групп оно может и осталось, но так речь не о них, а о человечестве в целом.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail