Была у нас как-то с одним человечком дискуссия по поводу его
рассказа.htm. Поговорили мы тогда поговорили, и я взяла тайм-аут, решив, что недосказала всего, чего хотела. Ну, решила собраться с мыслями, сформулировать толком то, чего недосказала, и потом досказать здесь, у себя. Что и пообещала тогда уважаемому автору в личном письме. Честно говоря, я очень долго сомневалась, что мне удалось толково сформулировать свои, как обычно, сумбурные мысли по поводу,--да и сейчас я в этом совсем не уверена--однако же случилось так, что автор поднял у себя на дневнике ещё одну любопытную тему, вокруг которой в свою очередь развернулась своя
дискуссия, и промелькнувшее в ней упоминание об оборотнях, напомнило мне, что обещание своё надо-таки выполнять. Пусть даже это и будет снова выглядеть коряво.
читать дальшеПеречитала я ту первую дисскуссию и поняла, что нового-то я, оказывается, ничего сказать не могу. Всё, вроде бы, уже было сказано, только, наверное, акценты я тогда расставила немного неверно, поэтому мы с автором друг друга и недопоняли. Так что речь у меня пойдёт всё о том же, только несколько другими словами. Разве что в качестве "нового" похвалю ещё и вот эту вещь. Здесь использован один довольно-таки затасканный фентезийный приём, который, вообще-то, сам по себе является редкостной мерзостью, и если бы я увидела упоминание этого приёма в аннотации к книге прежде неизвестного мне автора, я бы такую книжку сразу же поставила обратно на полку и не стала бы читать. Прием этот--поднять магической силой убитых мертвецов и погнать их в бой, а потом снова уложить в могилу. Причем, мертвецам этим, естественно, уже совершенно пофиг зачем и за кого они сражаются, у них, собственно, и души-то уже нет, а если и есть, то очень сильно "урезанная", так сказать. Они даже не идут в бой--их тянет туда сила мага, для которого они всего лишь материал для достижения цели, даже если последняя и благая. Не люблю я этих экспериментов с оживлёнными мертвецами, по мне, они куда хуже, чем вывести в произведении доброго оборотня или обаятельного вампира, а то и вовсе вампира-"вегетерианца"
, хотя изначально да, и оборотни и вампиры/упыри суть мерзкие твари, которые в фольклорных источниках и людей едят, и вообще однозначно--зло. Я и промежуточные книжки про пресловутого ГП читать не очень-то хотела, потому что там заявлены инферно. (Хотя после прочтённой седьмой книги всё-таки прочту.) Но вот Денису в своём маленьком рассказе удалось сделать так, что моё этическое чувство нисколько не пострадало. И если бы кто-нибудь предложил автору этих самых мертвецов из текста убрать, я бы в числе первых возразила. Потому что они там оправданы. И в итоге ничему плохому эта вещь ни подростков, ни взрослых не научит, несмотря на весь свой неприглядный натурализм. Книжкой, наполненной такого рода сценами, я бы не особо восхитилась, может быть, даже и бросила бы читать на середине, а вот рассказ за душу берет. Тут даже не патриатизм, все знают, что империя в итоге все равно проиграет войну. Тут просто долг. Перед кем? А Бог его знает... Но этот долг делает людей героями. И повторюсь, ни одна сценка тут не лишняя. ИМХО
Ну да, я отвлеклась. Вернемся к Ждану. Денис в личном письме сказал, что ему бы хотелось, чтобы рассказ оставлял после себя ощущение светлой грусти. А я бы, повторюсь, назвала эту ситуацию жестокой. Она вообще была бы однозначно трагичной, если бы Ждан не представлял себе совершенно ясно, чем он рискует, и не шёл бы на этот риск добровольно. А там где есть добровольная жертва, какой бы она ни была, понятие трагичности уже не так однозначно. Но и светлого тут ничего нет и быть не может, ИМХО. Полная замена одной личности, на другую--это страшно, и других вариантов тут нет. Страшно не для самого Ждана--для людей которые понимают, что с ним происходит. Да, человек много раз меняется на протяжении своей жизни, иногда очень кардинально, но никогда одна личность не заменяется другой на все сто процентов. А уж замена человеческой личности на звериную сушность... брр... Единственная религиозная с-ма которая это допускает--теория кармы, но и здесь, во-первых, такая замена происходит не за пять минут, когда старая личность отчаянно старается сохранить себя, противостоя натиску звериности, и в итоге терпит полное поражение, а все поэтапно--прежнее тело должно умереть, новое начать формироваться, душа должна в это новое тело переселиться, должен родиться детеныш и так далее... Кстати, в этой с-ме перерождение в теле животного рассматривается, как серьёзное наказание, в животном теле личность как бы теряется вообще, засыпает, отработка кармы идёт чисто механическая. Что ж тут светлого? Не зря во всех и легендах, и новых переработках темы оборотней, если оборотень в результате перевоплощения не просто обретает новое звериное тело, а утрачивает память человеческий разум, человеческую сущность, такое оборотничество однозначно рассматривается, как проклятие. Хотя, впрочем, если он это все сохраняет, не имея возможности по собственной воле перекинуться обратно в человека,-- ситуация почти аналогичная. Единственный известным мне образ, когда для оборотня человеческое тело было явно второстепенным--это Серый волк, спасший Ивана-царевича. И то, с телом, да--все понятно, а вот с самоидентификацией... Не совсем ясно, кто же он всё-таки по сути своей, волк или человек
Словом, для меня ситуация со Жданом аналогична ситуации, когда чел. совершает очень серьёзный подвиг, подвиг есть, но человек этот в результате стал не просто калекой, а глубоко умственно отсталым. Увечный и даже параллизованный может хоть как-то утешаться, что да, он теперь увечен, увечный, но он поступил правильно, сделал то, что должен был сделать. Умственно-отсталый начисто этого лишён, вся его жизнь свелась к системе простых рефлексов и элементарных реакций.
"Но он ведь жив" возражает мне уважаемый автор. Позвольте, вирус, например, он тоже живой. И функционирует и по-своему, тоже "хочет жить". Тут я конечно, преувеличиваю, но всё же... По мне иногда смерть бывает лучше иной жизни, даже если за гранью жизни нет вообще ничего.
Но подвиг, ведь, есть, говорит автор, и тут я уже поспорить не могу. Да, подвиг есть. И есть сознательный риск Ждана и его добровольная готовность к жертве, величину которой он осознает совершенно четко. Этим, собственно, рассказ и ценен.
"Не важно, какая у него душа. ТАМ одинаково зачтется". Да. И первым актом этого "зачтется", будет возвращение ему человеческой памяти, человеческой с-мы ценностей. Без этого, ИМХО, никак. Для Ждана-волка все, что задумал и в итоге сделал Ждан-человек никакой ценности не представляет. Ну а райские сады--это ИМХО, хоть и важный но все-таки придаток к памяти, ИМХО. "Это всего лишь география", как говорила одна известная киногероиня. То есть, в нашем случае, всего лишь комфорт. А до этого момента он, как ни крути, останется пленником, хоть и сам того не понимая. Надежда на справедливое воздаяние за подвиг --да есть. Но и плен до момента этого воздаяния--тоже.
"Люди будут помнить его подвиг". "Вы не представляете, как коротка память людская"(с), боюсь, что в этом плане один трехсотлетний персонаж (вампир, кстати
)совершенно прав. Хотя, по большому счёту, Ждан совершал свой подвиг не ради вечной памяти, а чтобы люди и главное, одна конкретная девушка, остались живы и жили на своей земле. Эту задачу он, безусловно, выполнил.
А Милана... Милана переживёт эту ситуацию, и даже, возможно, будет счастлива с другим, если волки для неё "такие же как мы, только говорить по-человечески не умеют и вместо одежды ходят в шкурах. Ну не смог Ждан жить среди людей, не может он любить меня--пусть тогда живет среди волков и любит волчицу"--больно тяжело, но все же приемлимо. Влюбленые встречаются, расходятся, влюбляются в других--это в пределах нормы человеческой жизни. Но если знать, что волки в принципе не способны любить в человеческом смысле слова, что для них такие слова как свобода, долг (инстинкт--это все-таки другое), родная земля--абсолютно ничего не значат, у них вообще нет таких понятий,--если всёэто знать, даже язычнице будет страшно страшно Какая там светлая грусть...Вот так. На правах ИМХИ. Точнее попытки ещё раз объяснить то, что я тогда объяснить, видимо, не сумела. Надеюсь, эта попытка окажется более удачной
Спасибо за отзыв
Много теперь стало яснее - и хотя кое в чем я по-прежнему несогласен, Ваш взгляд, может быть, более правилен, чем мой.
Хотя, по большому счёту, Ждан совершал свой подвиг не ради вечной памяти, а чтобы люди и главное, одна конкретная девушка, остались живы и жили на своей земле. Эту задачу он, безусловно, выполнил
Ну... На миру и смерть красна, как известно.
Ну не смог Ждан жить среди людей, не может он любить меня--пусть тогда живет среди волков и любит волчицу
Как это так? Все ведь иначе совершенно. Они не просто расстаются, Ждан выбирал не между нею и другой, а между ее жизнью и смертью. То есть выбор его был продиктован не стремлением к собственному благу, а к спасению ее, Миланы. Все-таки разные вещи, разве нет?
Но если знать, что волки в принципе не способны любить в человеческом смысле слова, что для них такие слова как свобода, долг (инстинкт--это все-таки другое), родная земля--абсолютно ничего не значат, у них вообще нет таких понятий,--если всёэто знать, даже язычнице будет страшно страшно Какая там светлая грусть...
Он для нее умер.
Как человек - умер.
И ничего не продолжается.
подвиг есть, но человек этот в результате стал не просто калекой, а глубоко умственно отсталым. Увечный и даже параллизованный может хоть как-то утешаться, что да, он теперь увечен, увечный, но он поступил правильно, сделал то, что должен был сделать. Умственно-отсталый начисто этого лишён, вся его жизнь свелась к системе простых рефлексов и элементарных реакций
Вы у Хайнлайна рассказ "Спасательная экспедиция" не читали?
P.S. все знают, что империя в итоге все равно проиграет войну
Скажу по секрету - не проиграет
Так я, вроде, нигде и не писала, что он выбирал между Миланой и волчицей или Миланой и кем-то ещё... Я говорила о том, что теперь всё человеческое ему стало абсолютно чуждо. Как мерзкое, так и прекрасное. Но человеческое--вот что главное.
Он для нее умер.
Как человек - умер.
Понятно.
И ничего не продолжается.
И это понятно. А что тут теперь может продолжаться?
Разве что на том свете, если он там вновь станет человеком и вспомнит её, вспомнит свои прежние человеческие установки, вспомнит как и почему он совершил тсвои подвиг. Впрочем, это уже дебри...Вы у Хайнлайна рассказ "Спасательная экспедиция" не читали?
Нет. Наверное, к сожалению. А он большой? Если маленький, могу попробовать в инете поискать.
Скажу по секрету - не проиграет
*с интересом:*А что--намечается продолжение рассказа? Или Вы это просто как "демиург того мира"
Так я, вроде, нигде и не писала, что он выбирал между Миланой и волчицей или Миланой и кем-то ещё
А-а, тогда я неправильно понял. Это со мной бывает
Вы у Хайнлайна рассказ "Спасательная экспедиция" не читали?
Нет. Наверное, к сожалению. А он большой? Если маленький, могу попробовать в инете поискать.
Вот тут он есть
lib.ru/HYNLINE/spas.txt
А что--намечается продолжение рассказа? Или Вы это просто как "демиург того мира" знаете?
Э-э... Скажем так: справедливы оба предположения
Это со всеми иногда бывает
Спасибо за ссылку.
Э-э... Скажем так: справедливы оба предположения
Все=всн, больше не пытаю
Прошу прощения, что так задержалась с ответом. Не было возможности быть за компом.